пятница, 9 марта 2012 г.

Рукоположение или возложение рук?

   По ходу жизни я сталкивался со множеством мнений, с некоторыми я соглашался, с другими нет, многие из них имеют право на жизнь, а некоторые нужно уточнять и изменять. Выкладываю некоторые статьи которые могут дать ответы на совсем устоявшиеся темы.

Рукоположение или возложение рук?

На первый взгляд может показаться, что между рукоположением и возложением рук нет никакой разницы. Однако это не так. Для того, чтобы это увидеть, исследуем оба эти понятия на основании Писания. Сначала рассмотрим термин "рукоположение".

В современных христианских церквах под рукоположением понимается обряд возведения в духовный сан. Как правило, это сопровождается наделением рукоположенного определёнными правами и обязанностями. Этот обряд настолько часто встречается в наши дни, что он рассматривается как неотъемлемая часть духовной жизни христиан, христианских общин и их союзов.
Однако, как бы это непривычно не звучало, но в Писании нет понятия "рукоположение", которое можно было бы понять, как "возведение в духовный сан". Неоспоримо, что Синодальный перевод содержит два места, в которых использованы слова "рукоположение" (2 Тим. 1:6) и "рукоположив" (Деян. 14:23). Однако при более внимательном рассмотрении нетрудно убедиться, что оба эти места не говорят о "рукоположении" в упомянутом смысле. Разберём эти места детально.
Если обратиться к оригинальному греческому тексту 2 Тим. 1:6, то становится очевидным, что авторы Синодального перевода заменили привычным для них словом "рукоположение" целую фразу, которая в оригинале звучит как "возложение моих рук". В данном случае в этом можно убедиться, открыв признанные лучшими английский (KJV) и украинский (И.Огиенко) переводы. В отличие от русского они сохранили близость к оригиналу и используют выражения "putting on of my hands" и "покладання рук моїх" соответственно. Таким образом, в приведённом месте Послания Павел напоминает Тимофею о его духовном даре, который Тимофей получил посредством возложения рук апостола. Но ни о каком возведении в духовный сан здесь речь не идёт. Об этом свидетельствует как буквальный смысл использованных слов, так и контекст.
Что касается Деян. 14:23, то здесь в оригинальном греческом тексте используется слово "хиротония", которое буквально означает не "рукоположение", а "руковыдвижение" или, говоря менее буквально, "избрание" ("рукоположение" же определяется как "хиротесия"). Это слово используется в Евангелии всего два раза — кроме данного места, во 2 Кор. 8:19, где оно переведено как "избранного", что полностью соответствует смыслу оригинального греческого слова. Кроме того, этим словом издавна и вплоть до наших дней обознается процесс избрания кого-либо посредством протягивания руки (например, в Православии). Однако, к сожалению, вопреки приведённым очевидным фактам, в упомянутом украинском переводе употреблено слово "рукопоклали" (подобно Синодальному переводу). В английском переводе KJV используется слово "ordained" ("возвели в духовный сан"), которое тоже является трактовкой переводчиков. В американском же переводе American Standard Bible употреблено слово "appointed" ("назначили"), что точно передаёт суть оригинального слова. Если всё же опираться на оригинальный текст, то можно увидеть, что в данном отрывке Лука пишет о том, что Павел и Варнава избрали и поставили (т.е. назначили) пресвитеров в церквах Южной Галатии. Причём, в отличие от предыдущего отрывка, здесь о возложении рук нет и упоминания.
Теперь перейдём к местам Писания, упоминающим возложение рук. При этом важно смотреть не только на то, кто, на кого и когда возлагал руки, но и каким образом это совершалось, какие действия сопутствовали этому. Если рассмотреть все соответствующий места, то становится очевидным, что действия, совершаемые при этом, зависят от конкретного случая и цели возложения рук.
Цель
Пример в Писании
Ссылка
Описание
Сопутствующее действие
Комментарий
передача конкретного (заранее открытого Богом) Божьего благословения, являющего одновременно и пророчеством
Быт. 48:13-20
благословение Иаковом детей Иосифа
возвещение конкретного Божьего благословения
откровение (пророчество) от Бога
передача духовного дарования по пророчеству или откровению
Числ. 27:18-23, Вт. 34:9
возложение Моисеем рук на Иисуса Навина
наставление
прямое повеление от Бога
1 Тим. 4:14
возложение пресвитерами рук на Тимофея (для получения духовного дара для наставления церкви)
 
пророчество от Бога
раздаяние Духа Святого
Деян. 8:17; 19:6
совершалось апостолами, имевшими такой дар
дар от Бога
2 Тим. 1:6
возложение Павлом рук на Тимофея (очевидно для получения Духа Святого)
 
поставление на служение
Деян. 6:6
возложение рук на семерых братьев Иерусалимской общины
молитва перед возложением рук
совершено апостолами, право совершать то же никому не передано
Деян. 13:3
возложение рук на Варнаву и Павла
совершено после пророчества
исцеление больных
Мк. 6:9; 8:25; Лк. 13:12-13
исцеления, совершаемые Иисусом Христом
провозглашение факта исцеления
дар от Бога
Деян. 9:17
исцеление Павла Ананией
прямое повеление от Бога
Деян. 28:8
исцеление Павлом отца начальника о. Мелит Публия
молитва перед возложением рук
дар от Бога
Мк. 16:17-18
знамение, сопровождающее уверовавших во Христа
 
дар или откровение от Бога
благословение детей
Мф. 19:13-15; Мк. 10:13-16
благословении детей Иисусом Христом
возвещение благословения
непосредственное Божье благословение, право благословлять не передано никому
осуждение хулителя Господа
Лев. 24:10-14
возложение рук на голову хулителя имени Господня перед преданием его смерти
прямое повеление от Бога
Говоря о возложении рук, нельзя не отметить тот факт, что одним из часто встречающихся случаев неверного (своевольного) применения возложения рук является молитва пресвитера над больным. Нередко призванные к больному согласно Иак. 5:14-15 пресвитеры совершают возложение рук, полагая, что Иаков это предписывает в своём послании. Однако, в этом месте не упоминается возложение рук, а лишь помазание елеем во имя Господне и молитву над больным.
Из вышеприведённого очевидно, что возложение рук является особым, вдохновлённым Богом, и Им же благословлённым духовным действием. Но для того, чтобы Божье благословение совершилось, надо следовать Его словам, а не поступать своевольно. В 1 Тим. 5:22 апостол Павел предупреждает Тимофея о серьёзных духовных последствиях, которые может иметь безответственное отношение к таким важным вопросам, как возложение рук — можно оказаться соучастником в чужих грехах, что фактически неизбежно, если совершать это без Божественного вдохновления. Уместно заметить, что данное место нередко считают одним из оснований для возведения в духовный сан через "рукоположение". Однако здесь нет никакого указания на это. В этом месте апостол лишь говорит Тимофею об ответственности при возложении рук.
Кроме того, нельзя пытаться "улучшить" Божественный порядок. Возложение рук не должно совершаться по человеческой прихоти, для придания торжественности или по традиции, пусть даже выглядящей благочестиво. Возложение рук может быть благословлено Богом только в случае следования Его словам, а не человеческим вымыслам. В современной же христианской практике одновременно с возложением рук, как правило, совершается молитва. Однако подобное совмещение не имеет основания в Писании. Может показаться, что это не имеет значения, но это не так, поскольку это не только искажает внешнюю форму возложения рук, но при этом оно из духовного действия, вдохновлённого и благословлённого Богом, превращается лишь в торжественную форму молитвы. Более того, молитва в данном случае служит неким оправданием возлагающему руки в случае возможного отсутствия желаемого результата возложения. В таком случае всегда можно сослаться на то, что возлагающий руки лишь просил Бога о чём-то, а благословить или нет — решает Бог. Таким образом, человек снимает с себя ответственность. Но подобный подход делает возложение рук бесполезным действием, поскольку, не имея Божественного обетования, никакой гарантии в данном случае оно не даёт.
Безусловно, иногда молитва имела место перед возложением рук, но никогда не совершалась одновременно с ним. Это очевидным образом свидетельствует о том, что это не связанные действия. Не понимая же внутренней духовной сути чего-либо, легко исказить и форму, призванную отражать эту суть. В результате то, что было уготовлено Богом для благословения, становится просто человеческой традицией, не имеющей никаких Божественных обетований. Это в полной мере относится к возложению рук. В свете всего выше изложенного напрашивается вопрос: прилично ли для христиан унижать это благословенное Богодухновенное действие столь недуховными (душевными) мотивами?

Комментариев нет:

Отправить комментарий