пятница, 9 марта 2012 г.

Десятина

    Ещё одна статья от друзей, немного мной сокращённая, без ущерба для раскрытия темы.

Цель

Целью данного исследования является определение правомочности применения заповеди десятины для христиан.

Тезисы

Для того, чтобы определить, применима ли десятина (как и любая другая практика или учение) к христианам, необходимо понять, что она из себя представляет с точки зрения Бога. Ниже приводятся комментарии на упоминания о всех уплатах десятой части, сгруппированные по временным периодам.

Десятина до Закона

  1. Авраам Мелхиседеку (Быт.14:20):
    1. единоразово;
    2. только от добычи, взятой у царей, а не от всего имущества.
      Это действие было совершено Авраамом в контексте победы над царями, войска которых значительно превосходили его людей по количеству. Тем самым Авраам засвидетельствовал, что он не приписывает победу себе, но воздаёт благодарность Богу.
  1. Иаков пообещал Богу (Быт.27:22):
    1. единоразово;
    2. это был обет (доподлинно неизвестно, был ли он исполнен), а не установление Бога (или хотя бы Авраама).
      Это обещание было дано в контексте того, что Иаков в то время был только «с посохом» (Быт. 32:10) и обещал почтить Бога, если Он его благословит. Кроме того, обет был обусловлен получением благословения, т.е. если бы Бог не благословил Иакова, то он был бы свободен от десятины.

Десятина по Закону

Десятина характеризуется следующими признаками:
  1. Установлена как заповедь (Лев. 27:30-33).
  2. Не входит в десятословие (в отличие от заповеди соблюдать субботу, например).
  3. Распространяется не на все прибытки, но только на:
    1. произведения земли (Лев. 27:30);
    2. скот (Лев. 27:32).
Все остальные пожертвования (например, на скинию и храм) были добровольными.
  1. Периодичность: раз в году (скорее всего, после сбора урожая — см. п.3) (Вт. 14:22).
  2. Десятина не отдавалась полностью и только левитам:
    1. сами левиты должны были возносить из неё возношение (Числ. 18:26-31) и часть съедать (на любом месте);
    2. часть из неё должен был съедать приносящий:
      • только на том месте, которое изберёт Господь (Вт. 12:7, 17-18);
      • при этом надо было веселиться (Вт. 12:7);
    1. раз в 3 года надо было отдавать её полностью левиту, пришельцу, сироте и вдове, которые жили рядом (Втор.14:29);
    2. десятину из десятины левиты должны были отдавать священникам (Числ. 18:26);
    3. десятину можно было выкупать, добавив к ней пятую часть (Лев. 27:31);
    4. десятину нельзя было заменять (в таком случае замена присоединялась к десятине) (Лев. 27:33).
  1. Целью Бога было:
    1. научить евреев бояться Бога (Вт. 14:23);
    2. обеспечить содержание левитов (Числ. 18:21-24).
  2. Десятина являлась компенсацией левитам за отсутствие земельных уделов (Числ. 18:23-24).

Десятина в исторических книгах и у пророков

  1. Израильтяне давали десятину из скота и произведений земли (2 Пар. 31:5-6).
  2. После возвращения из Вавилонского плена было установлено, чтобы левиты брали десятины только в тех городах, где было земледелие (Неем. 10:37, 12:44) — это были «десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов» (Неем. 13:4-5,12).
  3. Обличение пророком израильтян за непринесение десятин объяснялось необходимостью обеспечения пищей служителей храма и самого служения Богу (Мал. 3:8-10).

Десятина в Новом Завете

  1. Не упоминается как заповедь.
  2. Божьи "сыны свободны" от уплаты каких-либо налогов Богу (Мф. 17:26).
  3. Фразу "сие надлежало делать, и того не оставлять" относительно десятины Христос сказал фарисеям (как подзаконным), а не ученикам (Мф. 23:23, Лк. 11:42).
  4. В решении апостолов относительно соблюдения Закона христианами, обращёнными из язычников, десятина не упоминается (Деян. 15:28-29).
  5. Автор Послания к Еврееям, ссылаясь на десятину, данную Авраамом Мелхиседеку, не указывает, что её должны давать и христиане, но этим примером лишь доказывает превосходство священства Христа по сравнению с ветхозаветным (Евр. 7:1-10).
  6. В первоапостольской церкви до разрушения храма десятины в современном её понимании (как приношения в церковь) быть не могло, так как первые христиане были из евреев и, продолжая исполнять Закон, приносили десятины в храм левитам.

Выводы

  1. Даже в Законе, где десятина была установлена как заповедь, она не являлась налогом в обычном понимании (даже не приносилась в деньгах, разве что при выкупе).
  2. Введение десятины для христиан несёт ложное свидетельство о Боге и Его Церкви — либо Бог берёт подати и пошлины со Своих детей, либо дающие их не являются детьми Божьими.
  3. Действие благодати в сердцах верующих заменяется законом, вопреки целям Христа, который упразднил закон заповедей учением (Еф. 2:15).
  4. Установление обязательного налога для христиан является тем, чего опасался Апостол Павел в вопросах материального служения — отсутствием добровольности (2 Кор. 9:5).
  5. Десятина применима к христианам на том же основании, что и прочие древние (в т.ч. и дозаконные) заповеди (обрезание и т.п.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий